Курганская областная детская клиническая
больница имени Красного Креста

Вы здесь

Программа специализированного коррекционно-развивающего обучения детей и подростков в условиях медицинских организаций Курганской области «Коррекция речевых нарушений»

                                                 

                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                         Главный врач ГБУ

                                                                             «КОДКБ им. Красного Креста»

 

                                                                           Максимова Н.Н.____________

                                                                              «10» мая 2016 года

                               М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа специализированного коррекционно-развивающего обучения детей  и подростков в условиях медицинских организаций Курганской области

«Коррекция речевых нарушений»

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

 

 

 

Авторы-составители:

 

Коробейникова И.Ю.,

                                                                                                Голоднова О.И.,

                                                                                      Кармацких Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган, 2016

 

 

Коробейникова И.Ю., Голоднова О.И., Кармацких Т.Н. Программа специализированного коррекционно-развивающего обучения детей и подростков в условиях медицинских организаций Курганской области «Коррекция речевых нарушений»: дополнительная образовательная программа

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители:     Коробейникова И.Ю., логопед ГБУ «Курганская детская поликлиника»

Голоднова О.И., логопед ГБУ «Курганская детская поликлиника»

Кармацких Т.Н., логопед ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста»

 

 

 

 

 

 

     Программа рецензирована методическим советом  ГКОУ «ЦПМСС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Курган, 2013

Аннотация программы

  

 

Наименование

 программы

Программа специализированного коррекционно-развивающего обучения детей и подростков в условиях медицинских организаций «Коррекция речевых нарушений»

Вид программы

Дополнительная образовательная (авторская)

 

Составители (авторы) программы: (ф.и.о., должность, место работы, звание)

Коробейникова Ирина Юрьевна, логопед ГБУ «Курганская детская поликлиника»

Голоднова Ольга Ипполитовна, логопед ГБУ «Курганская детская поликлиника»

Кармацких Татьяна Николаевна, логопед ГБУ «КОДКБ им. Красного Креста»

Объём часов на коррекционное развитие речи

10 часов – обучение в поликлинике, детском неврологическом отделении, отделении сурдологии и сурдопротезирования

21 час – обучение в психоневрологическом диспансере, детском психоневрологическом санатории.

Группа специалистов (на кого рассчитана программа)

Логопеды медицинских организаций

Цель программы

Преодоление речевых нарушений у детей и подростков в условиях медицинской организации

Основные формы восстановительного обучения

Индивидуальные, подгрупповые занятия; консультативно-диагностический приём

Формы итогового контроля

Запись результатов коррекционно-развивающего обучения в амбулаторной карте, медицинской карте стационарного больного

 

Аннотацию подготовил:

                                              Главный внештатный специалист

                                                         логопед Департамента здравоохранения

                                                Курганской области, логопед  ГБУ

                                         «КОДКБ им. Красного Креста»

                                             Кармацких Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

 

 

Программа специализированного коррекционно-развивающего обучения детей и подростков в условиях медицинских организаций Курганской области «Коррекция речевых нарушений»

Тип программы

 

Дополнительная образовательная

Объем часов

10 часов

21 час

Срок обучения

 

 От 10 дней до 3 лет

Форма обучения

Индивидуальные и подгрупповые занятия, консультативно-диагностический приём

Категория обучающихся

Дети дошкольного и школьного  возраста с речевыми нарушениями

Программа разработана на основе ФГОС  дошкольного и начального общего образования

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.

«Программа логопедической работы по преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

«Система коррекционной работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нищева Н.В.

Форма итоговой (промежуточной) аттестации

 

Запись результатов коррекционно-развивающего обучения в амбулаторной карте; в истории болезни

Оценка результативности программы

Критерии результатов коррекционно-развивающего обучения  с занесением в амбулаторную карту; в историю болезни: выздоровление, улучшение, без изменений

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Количество детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Дети, нуждающиеся в логопедической помощи, обучаются не только в образовательных учреждениях, но и обращаются за специализированной помощью в различные медицинские организации, где есть услуги логопеда. Таким детям необходим особый индивидуальный подход, включающий в себя преодоление речевых нарушений, формирование психологических предпосылок обучения, развитие коммуникативных навыков.  Родители (законные представители) этих детей также нуждаются в квалифицированной логопедической консультации. Перечисленные  выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы, т.к. "коррекционно-развивающее обучение – это комплексный процесс преодоления серьёзных проблем в обучении детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению". Настоящая программа предназначена для использования логопедами, работающими в медицинских организациях.  Дополнительная образовательная программа «Коррекция речевых нарушений» является авторской, т.к. составлена группой логопедов-практиков. Данная программа несёт социально-педагогическую направленность: развитие мотивации личности, развитие коммуникативных способностей ребёнка, коррекция речевых нарушений.

     Программа разработана с учётом основных требований к программе дополнительного образования (Письмо Министерства Образования и науки от 11.12.2006 г. №06-1844), в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе  Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования; с учётом Приказа Минздрава РФ от 28.12.1998 г. №383 "О специализированной помощи больным при нарушении речи и других высших психических функций". Программа направлена на реализацию системы специализированной логопедической помощи в медицинских организациях детям и подросткам с речевыми нарушениями для освоения основных образовательных программ общего образования.

      Содержание программы разработано с учётом возрастных и индивидуальных  особенностей детей с речевыми нарушениями. К данной категории детей относятся и дети с ограниченными возможностями здоровья, и дети-инвалиды. Программа носит личностно-ориентированный, деятельный, коррекционный характер и направлена на своевременное выявление речевых патологий, на преодоление дефектов речи, на развитие у детей мотивации к  обучению и коммуникативных навыков. В работе логопеда медицинской организации можно выделить 4 направления деятельности:

- диагностическое: обследование состояния устной речи у дошкольников, устной и письменной речи у школьников, по результатам диагностики составление индивидуального плана коррекционной работы;

- коррекционно-развивающее: коррекционная работа по специальным коррекционно-развивающим программам соответственно диагнозам проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий;

- консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей) ребёнка, систематическое консультирование педагогов ОУи медицинского персонала организации;

- информационно-просветительское: оформление информационных стендов для родителей, выступления в детских садах, школах, больницах.

Программа рассчитана на детей от 0 до 17 лет, обратившимся к логопеду в медицинскую организацию Курганской области: детские поликлиники                 г. Кургана и области, психоневрологические диспансеры, детский психо-неврологический санаторий, детское неврологическое отделение, Дома ребёнка, отделение сурдологии и слухопротезирования.

     Специфика программы в  том, что учитывает клиническую и педагогическую классификацию речевых нарушений и осуществляется с использованием Медицинских Экономических Стандартов посещений. Также в программе уделяется внимание наличию нескольких дефектов у пациента и индивидуально-возрастным особенностям обучающихся.

Актуальность программы заключается в  специализированной логопедической помощи детям и подросткам для усвоения основных образовательных Программ, в формировании условий для развития личности и её коммуникативных способностей. Реализация данной программы поможет обучающимся исправить нарушения речи, развить психологические процессы, успешнее адаптироваться в социальной среде.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том,  что при выполнении содержания программы, обеспечивается достижение поставленных логопедом целей и задач по преодолению речевых нарушений у детей с конкретным логопедическим диагнозом, по  развитию личностных качеств у ребёнка.

Цель программы: Преодоление речевых нарушений у детей и подростков в условиях медицинской организации.

Задачи программы:

- осуществлять специализированную логопедическую помощь детям и подросткам с нарушениями речи с учётом особенностей их психо-физического развития и индивидуальных возможностей;

- развивать у детей с нарушениями речи коммуникативных умений и навыков;

  - обеспечить возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной программы дошкольного и общего образования и их интеграцию в образовательном учреждении;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с речевыми нарушениями.

           В основе программы заложены следующие основные принципы коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование "зоны ближайшего развития";
  • принцип единства диагностики коррекции отклонений в развитии;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением речи;
  •  принцип комплексного воздействия на ребёнка со сложными нарушениями речи;
  • принцип учёта закономерностей речевого развития в норме.

Программа предполагает коррекционную работу с детьми различного возраста, обратившимся к логопеду медицинской организации. Рассчитана на различное количество занятий за один курс обучения: до 10 занятий ежемесячно, согласно МЭСам  -  на поликлиническом приёме; на 10 занятий – в детском неврологическом отделении и отделении сурдологии и сурдопротезирования; на курс пребывания ребёнка в психоневрологическом диспансере или санатории – до 21 занятия. Длительность логопедического занятия зависит от возраста,  индивидуальных особенностей ребёнка, сложности речевого дефекта: с тяжёлыми нарушениями речи до 40 минут, с более лёгкими – до 20 минут (см. Приказ № 383). Срок реализации программы до 3 лет.

Формы организации деятельности логопеда в медицинской организации:

  • консультативно-диагностический приём детей и родителей (законных представителей ребёнка);
  • приём профосмотра детей;
  • подгрупповое занятие;
  • индивидуальное занятие.

Консультативный первичный приём проводится по итогам диагностики речи ребёнка по мере обращения. Профосмотры проходят дети дошкольного и школьного возраста по запросу. Подгрупповая форма занятий предполагает обучение группы детей, имеющих однородные речевые нарушения. Индивидуальные занятия проводятся логопедом в присутствии родителя (законного представителя ребёнка), если это возможно, чтобы дома закреплять новый материал по рекомендации педагога.

Форма занятий:

  • индивидуальное занятие;
  • подгрупповое занятие.

 Методы обучения:

  • словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ;
  • наглядные: иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, инструкционные карты, таблицы, схемы;
  • практические: упражнения, работа по образцу;
  • репродуктивные методы (при этом методе обучающиеся воспроизводят полученные знания в речевой деятельности);
  • по подражанию, метод отражённой речи, метод сопряжённой речи, метод самостоятельного высказывания.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФЕКТОВ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Структура дефектов у детей, обратившихся к логопеду в медицинской организации неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами: педагогическое заключение:

1) фонетическое недоразвитие речи (дефекты произношения),

2) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

3) общее недоразвитие речи  I, II, III, IV уровня;

клинический диагноз: дислалия, дизартрия, алалия, заикание, ринолалия (ринофония), афазия, дисфония, дисграфия, дислексия, задержка речевого развития. Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений дополняют друг друга, так как они ориентированы на решение разных задач единого, многоаспектного процесса логопедического воздействия и выставляются логопедом в карте пациента.

Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи

Дефекты произношения отдельных звуков (искажение, замена, отсутствие звука) без других сопутствующих проявлений. Обычно не влияет на успешное обучение в школе.

 Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

 Характеристика речи детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может быть различного уровня (по Р.Е.Левиной). Для таких детей характерно: позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4 годам); речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;  речь детей с ОНР малопонятна. 

  • I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
  • II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
  • III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак”, вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.
  • IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Клинические диагнозы и шифр по МКБ-10:

R62.0 (задержка этапов развития) Задержка речевого развития – замедление темпа речевого развития, уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка, но в отличии от нарушения речи искажения речевого онтогенеза не происходит. Данный диагноз ставится до 3 - 3,5 лет. Нормативное звукопроизношение, словарный запас, грамматические категории, фразовая речь появляются позже возрастных сроков.

R47.8 (другие и неуточнённые нарушения речи) Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи, ненормитрованном произнесении звуков. При анатомических дефектах зубочелюстной системы, губ, языка нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный.

R47.1 (дизартрия и анартрия) Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное различным по этиологии органическим поражением структур центральной и периферической нервной системы, осуществляющих иннервацию речевого аппарата. В речи наблюдается несформированность всех звеньев механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и звукопроизносительные дефекты.

R47.0 (дисфазия и афазия) Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей (при нормальном слухе и сохранности интеллекта) вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (довербальном) периоде развития ребёнка. Алалия является одним из наиболее сложных расстройств речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах формирования речи. Бывает моторная, сенсорная и смешанная.

R47.0 (дисфазия и афазия) Афазия – полная или частичная утрата сформированной речи, обусловленная очаговым поражением головного мозга в проекции речевых зон и их связей. При афазии системно нарушаются все виды речевой деятельности. В зависимости от локализации поражения и первичного расстройства лингвистической структуры речевого дефекта выделяют несколько видов афазий.

R47.8 (другие и неуточнённые нарушения речи) Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребёнка. Бывает невротического или неврозоподобного характера.

R49.2 (открытая гнусавость и закрытая гнусавость) Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами структур нёба и нёбно-глоточного кольца. Бывает открытая и закрытая форма ринолалий. Нарушение тембра голоса без грубых отклонений в звукопроизношении называется ринофония.

R49.0 (дисфония) и R49.1 (афония) Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство голоса вследствие функциональных или органических нарушений голосового аппарата (гортань, голосовые связки, их нервно-мышечные структуры).

R48.0 (дислексия и алексия) Дислексия – специфическое расстройство процесса чтения (при сохранном интеллекте и отсутствии нарушений зрения, слуха), стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Возникает при очаговых дисфункциях мозговых структур. Проявляется в затруднении опознания букв, нарушении слогослияния, автоматизированного чтения, что приводит к искажению понимания прочитанного.

R48.8 (другие и неуточнённые нарушения узнавания и понимания символов и знаков) Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма, стойкая неспособность овладеть навыками письма (при сохранном интеллекте и отсутствии нарушений зрения, слуха). Наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизмы на письме.

 

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика, нейропсихология  и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом. 
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. 
И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. 
В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.

 

 ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического  кабинета детской поликлиники, детского неврологического отделения, отделения сурдологии и слухопротезирования, психоневрологического отделения для детей с нарушением интеллекта, детского психоневрологического диспансера, то есть  сетка занятий в каждой структуре организации индивидуальна.

Логопедическая работа  в поликлинике (возраст детей от 0 до 17 лет) предусматривает один первичный приём (консультативно-диагностический) и 10 логопедических занятий в месяц на одного ребёнка. Количество детей, набранных на курс коррекционно-развивающего обучения, зависит от нагрузки на одного пациента (Приказ №383).

Логопедический курс в детском неврологическом отделении (возраст детей от 0 до 14 лет) составляет 10 занятий в месяц с одним ребёнком.

В отделении сурдологии и слухопротезирования логопед проводит занятия со слабослышащим ребёнком – 4 занятия в месяц, с ребёнком с кохлеарным имплантом – 8 занятий в месяц (возраст детей от 0 до 7 лет). С данной категорией детей коррекционная работа специфична, которая отражена в специальной программе.

В детском психоневрологическом санатории и психоневрологическом диспансере  курс логотерапии составляет 21 занятие на одного ребёнка (возраст от 3-х до 14 лет).

В доме ребёнка логопедические занятия проводятся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в учреждении (дети от 0 до 3-х лет обучаются по специальной программе для детей раннего возраста).

Основная работа логопеда в медицинской организации заключается в проведении  индивидуальных и подгрупповых занятий, которые  проводится 2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком, в зависимости от возможности посещения занятий.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР I-IV уровня – 2-3 раза в неделю;

ЗРР – 2-3 раза в неделю.

Длительность курса занятий зависит от возраста ребёнка, тяжести дефекта, формы занятия. Логопед ведёт приём в соответствии с графиком работы, согласно действующим штатным нормам педагогических работников в учреждениях здравоохранения.

Выпуск (выписка) детей проводится в течение всего года по мере устранения у них дефектов речи и медицинского заболевания (в стационаре). Результаты логопедического обследования отмечаются в речевой карте ребёнка, в амбулаторной или стационарной карте пациента. Логопедом ведутся журналы: первичного приёма, диспансерного приёма, журнал посещаемости. Краткое содержание логопедической работы на занятиях фиксируется в карте пациента. По окончанию курса специализированного коррекционно-развивающего обучения определяется степень результативности: выздоровление, с улучшением, без изменений.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оптимальная организация коррекционно-развивающего обучения предусматривает комплексное воздействие на преодоление дефектов речи: консультации и медикаментозное лечение специалистами медицинских организаций, физиотерапевтическое лечение, выполнение рекомендаций логопеда. В зависимости от диагноза дефекта речи, после проведения курса логопедических занятий у ребёнка сформируются речевые навыки и умения. В результате реализации программы коррекционной работы у обучающихся с речевым недоразвитием

а) будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексики и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

- в развитии фонематического слуха, структуре слова и предложения;

- в нормализации темпа речи, голоса;

- в коррекции письменной речи.

б) будут сформированы личностные и коммуникативные качества.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

- лёгкая степень речевого расстройства – до 6 месяцев;

- средняя степень речевого нарушения – от 6 до 12 месяцев;

- тяжёлая степень – до 3 лет.

 

Комплексно-тематический план коррекционно-развивающего обучениявключает в себя этапы логопедической работы соответственно клинико-педагогическим заключениям и установление количества часов на курс логопедических занятий.

Занятия проводятся по следующей схеме:

1) организационный момент: создание эмоционального настроя, обеспечивающий успешность коррекционной деятельности;

2) подготовительный этап;

3) объявление темы;

4) коррекционная работа по преодолению речевого нарушения;

5) итог занятия, домашнее задание.

 

Комплексно-тематический план на один курс логопедических занятий

 

№п/п

Наименование этапов логопедической работы на занятии

Количество занятий в поликлинике, отделении (10 часов)

Количество занятий в диспансере, санатории(21 час)

1.

Дислалия

 

 

1.1.

 Этап подготовительной работы к постановке звука

1

3

1.2.

 Этап постановки звука

2

5

1.3.

 Этап автоматизации звука

5

9

1.4.

Этап дифференциации звуков

2

4

2

Дизартрия

 

 

2.1.

 Подготовительный этап

3

5

2.2.

 Этап формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

3

5

2.3.

Этап автоматизации и дифференциации звуков

4

11

3

  Афазия

 

 

3.1.

Этап пассивного участия больного

2

3

3.2.

Этап восстановления фонематического слуха, слухоречевой памяти

2

5

3.3.

Этап преодоления импрессивного аграмматизма

2

3

3.4.

 Этап восстановления экспрессивной  речи

3

7

3.5.

Этап восстановления письма, чтения

1

3

4

Ринолалия

 

 

4.1.

Этап развития артикуляционного аппарата

2

4

4.2.

 Этап преодоления назальности в послеоперационный период

3

5

4.3.

Этап постановки звуков

2

4

4.4.

 Этап автоматизации звуков

2

5

4.4.

Этап развития фонематического восприятия

1

3

5

 Заикание

 

 

5.1.

Подготовительный этап

2

4

5.2.

   Этап формирования диафрагмального дыхания

1

3

5.3.

 Этап перестройки речевых навыков

2

5

5.4.

Этап закрепления навыков самостоятельной речи

5

9

6

     Дисграфия

 

 

6.1.

 Подготовительный этап

1

2

6.2.

Этап восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи

2

4

6.3.

 Этап развития фонематического анализа и синтеза

2

5

6.4.

Этап восполнение пробелов в связной речи

2

4

6.5.

Этап уточнения написания и этап дифференциации букв

1

2

6.6.

Этап автоматизации навыков письма

2

4

7

Дислексия

 

 

7.1.

Подготовительный этап

1

3

7.2.

Этап формирования навыков чтения

4

9

7.3.

Этап автоматизации навыков чтения

5

9

8

Алалия

 

 

8.1.

Этап развития слухового внимания, восприятия, понимания речи

3

7

8.2.

Этап преодоления речевого негативизма, побуждение к речи

2

5

8.3.

Этап работы над контекстной речью

5

9

9

Дисфония

 

 

9.1.

Подготовительный этап

2

4

9.2.

Этап подготовки физиологического и фонационного дыхания

3

6

9.3.

Этап формирования нового механизма голосообразования

3

7

9.4.

Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения

2

4

10

Задержка речевого развития

 

 

10.1

Этап развития импрессивной речи

5

 

10.2

Этап развития экспрессивной речи

5

 

11

Фонетико-фонематическое недоразвитие

 

 

11.1

Этап формирования произносительныхнавыков

3

5

11.2

Этап развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

7

16

12

Общее недоразвитие речи 1, 2 уровня

 

 

12.1

Этап развития понимания речи

3

5

12.2

Этап развития самостоятельной речи по подражанию

2

5

12.3

Этап развития элементарных форм устной речи

5

11

13

Общее недоразвитие речи 3, 4 уровня

 

 

13.1

Этап формирования звуковой стороны речи, развития фонетического и фонематического слуха

2

5

13.2

Этап усвоения лексических и грамматических средств языка

4

8

13.3

Этап развития связной речи

4

8

При выставлении сочетанного диагноза (педагогического заключения и клинического диагноза) система логопедического воздействия имеет комплексный характер и ведётся по направлениям коррекционной работы всех нарушений речи у конкретного ребёнка.

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Дислалия

1.1. Подготовительный этап к постановке звука.

Формирование установки на занятие, развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, работа над формированием восприятия звуков речи. Артикуляционная гимнастика

1.2. Этап постановки звука

Выбор правильных артикуляторных поз, развитие силы направленной воздушной струи. Формирование кинестетических ощущений. Постановка звука с применением технических приёмов.

1.3. Этап автоматизации звука

Автоматизация правильного звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи.

1.4. Этап дифференциации звуков

Процесс дифференциации строится на операциях сравнения: изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Раздел 2. Дизартрия

2.1. Подготовительный этап

Подготовка артикуляционного аппарата к формирования артикуляционных укладов. Воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса, развитие слухового восприятия и звукового анализа, восприятия и воспроизведение ритма.

2.2. Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков

Развитие речевого общения. Расслабление мышц речевого аппарата: нижней челюсти, губ, языка, задней стенки глотки. Общее мышечное расслабление. Коррекция речевого дыхания, развитие силы голоса и ощущений артикуляционных движений. Коррекция звукопроизношения.

2.3. Этап автоматизации и дифференциации звуков

Установление межанализаторных связей между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух. Звуки закрепляются изолированно, в слогах, словах и предложениях. Работа над выразительностью речи, фонематическим восприятием.

Раздел 3. Афазия

3.1. Этап пассивного участия больного

Растормаживание речевых функций и предупреждение аграмматизмов на раннем этапе восстановления. Установление контакта с больным, объяснение заболевания, концентрация внимания. 

3.2. Этап восстановления фонематического слуха, слухоречевой памяти

Использование сохранной оптической, кинестетической, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию. Восстановление словесных понятий, дифференциация слов.

3.3. Этап преодоления импрессивного аграмматизма

Осуществляется путём обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, по категориальному признаку. Предлагается схема предложения. Работа по смысловой отнесённости слова через различные фразеологические контексты.

3.4. Этап восстановления экспрессивной речи

Больному даются средства, которыми он может пользоваться для восстановления речи. Для запоминания даются слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов, числа. Составление фраз с опорой на картинку и без неё. Конструирование предметов из элементов, называние их,  нахождение ошибок. При затруднении нахождения названия нужного слова – послоговое прослушивание и повторение за логопедом.

3.5. Этап восстановления письма и чтения

Ведётся сначала восстановление чтения, опираясь на звуко-буквенный анализ состава слова. Написание фразы по сюжетным картинкам, вставки пропущенных слов в тексте.

Раздел 4. Ринолалия

4.1. Этап развития артикуляционного аппарата

Развитие движений мягкого нёба: глотание, полоскание горла, позёвывание, покашливание, произнесение гласных звуков на твёрдой атаке, послеоперационный массаж. Артикуляционная гимнастика для губ, щёк, языка.

4.2. Этап преодоления назальности голоса

Работа над дыханием: дифференциация носового и ротового выдоха, направленность и сила ротовой воздушной струи. Голосовые упражнения на гласных звуках: изолированных, в сочетаниях.

4.3. Этап постановки звуков

Воспитание правильного звукопроизношения производится обычными коррекционными методами с постоянным контролем за направлением воздушной струи.

4.4. Этап автоматизации звуков

Одновременно ведётся интенсивная работа над устранением назального оттенка и интонационной стороной речи.

4.5. Этап фонематического восприятия

Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях, в многосложных словах и в конце фразы. Развитие слухового самоконтроля за собственной речью. Дифференциация звуков.

Раздел 5. Заикание

5.1. Подготовительный этап

Использование игр и упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица. Устранение психогенных нарушений, формирование умений владеть собой и своей речью.

5.2. Этап формирования диафрагмального дыхания

Этап молчания эффективен при свежей форме заиканий. Для развития правильного диафрагмального дыхания используются специальные дыхательные гимнастики (по Ипполитовой), дыхательные упражнения на длительный ротовой выдох. Упражнения на релаксацию, психотерапия. Щадящий режим.

5.3. Этап перестройки речевых навыков

Развитие общей и речевой моторики, нормализация темпа и ритма дыхания и речи, диафрагмальное дыхание, произнесение гласных звуков, слогов, слов, фраз на выдохе. Использование метода руки и речи, логоритмики.  Активизация речевого общения.

5.4. Этап закрепления навыков самостоятельной речи

Двигательные, музыкально-речевые, ритмические, двигательно-речевые упражнения и игры нормализуют просодику, двигательную сферу заикающегося, что помогает ему в коммуникативной сфере и помогает перестроить отношение к общению, к своему речевому нарушению.

Раздел 6. Дисграфия

6.1. Подготовительный этап

Уточнение артикуляции звуков, развитие слухового внимания, фонематического восприятия, зрительно-пространственных функций, психических процессов, мелкой моторики.

6.2.  Этап восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи

Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Коррекция «смазанных» звуков.

6.3. Этап развития фонематического анализа и синтеза

Выделение звука в слоге, слове, определение его местоположения. Определение последовательности звуков в слове Дифференциация смешиваемых звуков.

6.4. Этап восполнения пробелов в связной речи

Обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, составление предложений по картинке, составление описательного рассказа, пересказа и т.д. Определение более прочных смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле.

6.5. Этап уточнениея написания и дифференциация букв

Развитие зрительного восприятия, формирование пространственных представлений. Определение сходства и различия между буквами печатными и рукописными, составление букв из их элементов.

Раздел 7. Дислексия.

7.1. Подготовительный этап

Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование ориентировки в окружающем пространстве, уточнение артикуляции звуков. Развитие функций фонематической стороны речи.

7.2. Этап формирования навыков чтение

Уточнение изображения букв, дифференциация оптических образов смешиваемых букв. Развитие звуко-слоговой структуры слова, слитное чтение слогов, слов.

7.3. Этап автоматизации навыков чтения

Понимание прочитанного, развитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чтение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Раздел 8. Алалия

8.1. Этап развития слухового внимания, восприятия, понимания речи

Работа связана с предметно-практической деятельностью. Воспитание активного внимания, понимания словесных инструкций. Развитие сенсорных и общедвигательных возможностей. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

8.2. Этап преодоления речевого негативизма, побуждение к речи

Развитие функции подражательной деятельности и отражённой речи. Обучение различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету. Проведение операций анализа, синтеза, обобщения неречевого материала. Использование логоритмики, игровой деятельности.

8.3. Этап работы над контекстной речью

Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, фразовой речи, связной речи. Уточнение звукопроизношения, структуры слова, дифференциации звуков.

Раздел 9. Дисфония

9.1. Подготовительный этап

Предупреждение фиксации навыка патологического голосоведения и появления невротических реакций. Установление контакта с больным.

9.2. Этап подготовки физиологического и фонационного дыхания

Активизация двигательной функции гортани. Дутьё, дыхательные упражнения для направленности удлинённого выдоха, установление диафрагмального типа дыхания.

9.3. Этап формирования нового механизма голосообразования

Коррекция голоса со звука «М»: изолированно, в слогах. Затем сочетание и произнесение гласных звуков, вокальные упражнения.

9.4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.

Произнесение слов, коротких фраз, достижение плавности и внятности речи. Произнесение скороговорок, коротких стихотворений, пение.

Раздел 10. Задержка речевого развития

10.1. Этап развития импрессивной речи

Использование для понимания речи подсказывающих слов. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Развитие слухового восприятия: воспитание к звукам окружающего мира, игры со звучащими игрушками, восприятие речи людей, формирование фонематического восприятия.  Развитие зрительного внимания.

10.2. Этап развития экспрессивной речи

Создание потребности подражать словам взрослого. Произнесение одних и тех же звукосочетаний неоднократно. Воспроизведение по подражанию или сопряжено звукоподражаний, название игрушек, знакомые предметы и т.д. составление словосочетаний, простых фраз.

Раздел 11. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

11.1. Этап формирования произносительных навыков

Развитие внимания, памяти, общей, мелкой, артикуляционной моторики. Уточнение звукопроизношения, постановка звуков. Развитие внимания к морфологическому составу слова и изменению слов в предложении. Составление простых и сложных предложений, развитие связной речи.

11.2. Этап развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Дифференциация звука с близкими звуками на слух и в произношении: изолированно, в слогах, в словах. Звуковой анализ и синтез опирается на чёткие кинестетические ощущения. Определение местоположения звука в слове, последовательность звуков в слове. Деление слова на слоги Развитие предметного, зрительного гнозиса. Усваивание терминов: согласный твёрдый звук, согласный мягкий звук, гласный звук, слог, слово, предложение, буква.

Раздел 12. Общее недоразвитие речи 1, 2 уровня

12.1. Этап развития понимания речи

  Развитие подражательной деятельности, слухового восприятия и внимания, общей, мелкой, артикуляционной моторики. Расширение пассивного словаря.

12.2. Этап развития самостоятельной речи по подражанию

Сопряжённо и отражённо произношение звуков, звукоподражаний. Расширение понимания речи:  развитие представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание конкретных слов и выражений, простых грамматических значений.

12.3. Этап развития элементарных форм устной речи

Освоение двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Создание ситуации, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. Многократное повторение слов. Формирование звуковой стороны речи.

Раздел 13. Общее недоразвитие речи 3, 4 уровня

13.1. Этап формирования звукопроизношения

 Развитие мелкой, общей моторики. Формирование произвольных движений органов артикуляции. Развитие психологических функций. Постановка, автоматизация звуков. Работа над просодической стороной речи. Развитие фонематического восприятия.

13.2. Этап усвоения лексических и грамматических средств языка

Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

13.3 Этап развития связной речи

Уточнение и расширение словаря, обучение рассказыванию, пересказу. Приучение ребёнка повседневно использовать приобретённые речевые навыки и умения в самостоятельных связных высказываниях. Предупреждение возникновения специфических ошибок письменной речи.

 

 

Программа считается усвоенной в том случае, если дети достигают максимально возможного преодоления речевых нарушений и формированности речевых навыков, позволяющих им усваивать основные общеобразовательные программы.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Для правильной диагностики речевых нарушений логопеду медицинской организации необходимо опираться на анамнез пациента, а также знать развитие речи детей в онтогенезе, т.к. возраст обучающихся от 0 до 17 лет.

В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Рассмотрим термин «онтогенез» значительно уже, а именно:

– для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

– для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Знание закономерностей речевого развития необходимо для своевременной и правильной диагностики отклонений в этом процессе, для грамотного построения коррекционно-развивающего обучения  по преодолению речевой патологии.

Этапы развития речи в онтогенезе

 

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называя и указывая различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд этапов.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые разные слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный(от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

 

В своей работе по коррекционно-развивающему обучению с детьми логопеду медицинской организации рекомендуется опираться на следующие методики по преодолению речевых нарушений.

 

Афазия:

- «Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления» Шохор-Троцкая М.К.;

- «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» Шкловский В.М., Визель Т.Г.;

 

- «Коррекция сложных речевых расстройств» методика Бурлакова М.К.

Методика направлена на преодоление сложных речевых расстройств  при утрате речи у больных с афазией, то есть «для тех, кто перенёс в том или ином возрасте инсульт или травму головного мозга, а также для детей младшего школьного возраста со сложными речевыми расстройствами».

 

Дефекты произношения:

- методика М.Ф. Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения». Методика коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения направлена на развитие всех компонентов системы звукопроизношения и обеспечения успешного формирования речевого дыхания, слухового внимания, развития силы голоса, развития высоты голоса и т.п. Методика содержит игровые упражнения на воспитание навыков правильного произношения всех звуков речи, в том числе и поздно формирующихся, сложных звуков. Система работы по различению свистящих и шипящих звуков, соноров, аффрикат и т.д. 

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи:

- методика Каше Г.А.

 

Методика «Подготовка к школе  детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Коррекционная методика, основанная на аналитико-синтетическом принципе обучения грамоте для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методика предусматривает развитие артикуляционных навыков, фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, и на основании этого, формирование анализа и синтеза звукового состава речи.

Методика нацелена на упрочение у детей способности к различению твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, оппозиционных гласных. В методике предусмотрен принцип одновременного уточнения правильного произношения трудных звуков  и обучение чтению. Одновременно, методика предусматривает упражнения, направленные на уточнение и расширение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи и связного высказывания. В методике используются игровые приёмы и упражнения для детей с дефектами произношения звуков и имеющих трудности звукослияния, проблемы с овладением грамотой.

 

Общее недоразвитие речи:

 

- методика Т. А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет»

Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас, навыки словообразования, развитие употребления глаголов с различными приставками, образование прилагательных от существительных, применения синонимов, антонимов, образование сложно сочинённых и сложно подчинённых предложений. Образование и использование предложно-падежных конструкций. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования до нормального уровня развития связной речи.

 

 

- методика  «Преодоление общего недоразвития речи у  учащихся начальных классов общеобразовательных  учреждений».  Авторы Ефименкова Л.Н. , Мисаренко Г.Г.

Коррекционно-развивающая методика, направленная на усиление произвольности у детей начальной школы. Задания направлены на уточнение и развитие всех речевых единиц, развитие умение правильно строить речевое высказывание и анализировать предложения, употреблять предлоги  и вычленять их из речевого потока с тем, чтобы не делать ошибок в написании предлогов раздельно от слова,  к которому предлоги  относятся. Методика содержит интересные упражнения по развитию связной речи, морфологическому анализу слов. Методика выстроена очень логично и гибко, предусматривая работу над слого - звуковым составом слова и звуко-буквенным анализом слов в той последовательности, которая более предпочтительна, в зависимости от потребностей личного уровня развития навыков ученика.

 

 

Заикание:
- методика Андроновой (Арутюнян) Л.З. «Нормализация речи заикающихся на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки».

«Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. …у заикающихся снижается фиксированность на акте речи, поскольку «ответственность»  за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берёт на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящее люди, прежде всего думать о смысле высказывания».

Методика позволяет решать проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. 
Комплексная методика предусматривает влияние на все составляющие дефекта, начиная с психологического состояния больного, до мышечных зажимов, судорог и неправильного паузирования речи, страхов за исход речи, навязчивости и уловок.

- Н.А. Власова и Е.Ф. Pay "Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками". - М., 1959;

- С.А. Миронова "Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений". - М., 1983;

- Г.А. Волкова "Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников". - М., 1983.

В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой,  положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".

Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

 

Дизартрия:

- Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»
Во введении представлен отечественный и зарубежный опыт реализации программы «Абилитация младенцев». В первой главе подробно анализируются нормативы психомоторного и речевого развития детей первых трех лет жизни. Во второй главе описывается авторская методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) и детским церебральным параличом (ДЦП) на первом году жизни. Определяются уровни доречевого развития детей первого года жизни и детей группы риска. Эти данные помогают определить структуру дефекта детей с ПЭП - перинатальной энцефалопатией. Далее обосновывается авторская методика коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни. В третьей главе описываются приемы обследования детей в возрасте от одного года до трех лет с использованием балльных критериев оценок. Особое внимание уделяется тяжелому контингенту детей с ДЦП - детским церебральным параличом. Впервые представлена схема психолого-логопедического обследования детей с ПЭП и ДЦП в возрасте двух-трех лет, включающая 27 параметров, и описан механизм определения количественной и качественной оценки недоразвития функций. Далее предлагается методика логопедической работы в зависимости от структуры дефекта по этапам. Существенное место в учебном пособии уделяется коррекционно-педагогической работе с детьми с ПЭП и ДЦП. Приводятся образцы конспектов занятий. Учебное пособие адресовано дефектологам, логопедам, психологам, студентам дефектологических факультетов, родителям, имеющим детей с ПЭП, ДЦП или детей группы риска.

 

Ринолалия:

- И.Г. Ипполитова «Методика логопедической работы в дооперационный и послеоперационный периоды по воспитанию правильной речи».  По мнению Ипполитовой А.Г., главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата. В основе методики - сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений при использовании физиологического взаимодействия мышц речевого аппарата.

- М.Б. Дубов описывает приемы, особое внимание в которых сосредоточено на пальцевом массаже, проводимом в поперечном направлении на границе твердого и мягкого неба и обеспечивающем рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого неба.

- И.И. Ермакова «Методика поэтапной коррекционной работы по исправлению фонетической стороны речи и голоса при ринолалии у детей и подростков». Ею предложено учитывать возрастные особенности пациентов с расщелинами неба, имеющих расстройства голосообразования. Методика И.И.Ермаковой направлена на коррекцию нарушений звукопроизношения и голоса с помощью ортофонических упражнений. Автором особо подчеркивается важность дооперационного этапа, на котором необходимо предотвратить закрепление компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. Начинать послеоперационную логопедическую работу по устранению расстройств речи автор рекомендует спустя 15-20 дней. Работа после операции направлена главным образом на то, чтобы приучить больного пользоваться в процессе речи новыми анатомическими условиями. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

 

Дисграфия, дислексия:

- методика Ефименковой Л.Н.  «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М: Просвещение, 1991.

- методика Садовниковой И.Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. Целостно и всесторонне представлена проблема нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии); рассмотрена структура процессов чтения и письма в норме и проявления их расстройств; дана полная и аргументированная поуровневая классификация специфических ошибок письма и чтения. На основе экспериментального психолого- педагогического изучения школьников и опыта их коррекционного обучения автором разработана методика комплексного преодоления всего спектра выявляемых нарушений письменной речи, включая систему обучения синтетическим приемам чтения. В книгу включены разработки занятий, литературные тексты, таблицы, схемы, на базе которых строится коррекционная работа, а также материалы ролевого тренинга педагогов для усвоения предлагаемой методики преодоления дислексии и дисграфии.
- методика Мазановой Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии»;
- методика Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». Система упражнений пособия направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности.

В основе методической концепции пособия лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Авторы пособия стремятся запрограммировать познавательную деятельность учащихся, управлять ею. С этой целью в пособие включены:  система учебных задач; сведения операционного характера (о способах деятельности); материал для наблюдения за языковыми явлениями; специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку; разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры.

 

 

Для обследования и мониторинга:

- тестовая методика экспресс - диагностики устной речи дошкольников и младших школьников Татьяны Анатольевны Фотековой;
- «Технология организации логопедического обследования» О.Е.Грибовой;

- «Методы обследования речи детей » под ред. Власенко И.Т. и Чиркиной Г.В.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЛОГОПЕДА

 

 

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
  2. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П. Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.
  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
  6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).
  7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практикующего логопеда).
  8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
  9. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
  10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
  11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
  12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  13. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.
  14. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.
  15. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  17. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
  18. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. //http://psychology.academic.ru/
  19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение,1981// http://www.pedlib.ru/Books/2/0320/2_0320-1.shtml
  20. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73
  21. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
  22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  23. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
  24. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
  25. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  26. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.

 

Используемая литература

 

 

 

  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  • «Полный справочник логопеда». – Минск: Харвест, 2011 г.
  • «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи»
  • Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов». М: Аркти, 1999 г.
  • «Вопросы диагностики и реабилитации речевых нарушений у детей» Методические рекомендации составлены Д.Г.Степаненко. Екатеринбург 2002 г.
  • «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой. – М: просвещение, 1989 г.